О направлении перечня мер поддержки пищевых и перерабатывающих предприятий области

Сводный перечень мер поддержки

 ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

в компетенции министерства сельского хозяйства области

  • Поддержка осуществляется в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области», утвержденной постановлением Правительства области   от 29 декабря 2018 года № 750-П. За счет средств областного и федерального бюджетов предусмотрена финансовая поддержка по следующим направлениям:
  • — грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы

Средства гранта на развитие материально-технической базы могут направляться на осуществление следующих расходов:

приобретение, строительство, капитальный ремонт, реконструкция или модернизация производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, подготовке к реализации и реализации сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян и подобных лесных ресурсов (далее — дикорастущие пищевые ресурсы) и продуктов переработки указанных продукции и дикорастущих пищевых ресурсов;

приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных объектов, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки, охлаждения, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции, транспортировки и реализации дикорастущих пищевых ресурсов и продуктов переработки указанных продукции и дикорастущих пищевых ресурсов, а также на приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции для оснащения лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой и перерабатываемой) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы. Перечень указанных оборудования и техники утверждается министерством;

приобретение специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции, дикорастущих пищевых ресурсов и продуктов переработки указанной продукции. Перечень указанной техники утверждается министерством;

приобретение и монтаж оборудования для рыбоводной инфраструктуры и аквакультуры (товарного рыбоводства). Перечень указанного оборудования утверждается министерством;

погашение не более 20% привлекаемого на реализацию проекта грантополучателя льготного инвестиционного кредита.

Грант предоставляется в сумме, не превышающей 70 млн. рублей, но не более 60% стоимости проекта грантополучателя, а при использовании средств гранта на указанные цели — не более 80 % затрат. Размер гранта определяется министерством сельского хозяйства области (постановление Правительства Саратовской области от 25.08.2015 № 427-П «Об утверждении Положения о порядке предоставления из областного бюджета гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов»)

         — возмещение части понесенных затрат сельскохозяйственными потребительскими кооперативами

Средства предоставляются сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части понесенных в текущем финансовом году затрат:

-связанных с приобретением имущества в целях последующей передачи (реализации) приобретенного имущества в собственность членов (кроме ассоциированных членов) сельскохозяйственного потребительского кооператива, — в размере, не превышающем 50% затрат, но не более 3 млн. рублей, из расчета на один сельскохозяйственный потребительский кооператив (по перечню имущества, утвержденному Министерством сельского хозяйства Российской Федерации). Стоимость такого имущества, передаваемого (реализуемого) в собственность одного члена сельскохозяйственного потребительского кооператива, не может превышать 30% общей стоимости этого имущества;

— связанных с приобретением крупного рогатого скота в целях замены крупного рогатого скота, больного или инфицированного лейкозом, принадлежащего членам (кроме ассоциированных членов) указанного сельскохозяйственного потребительского кооператива на праве собственности, — в размере, не превышающем 50% затрат, но не более 10 млн. рублей, из расчета на один сельскохозяйственный потребительский кооператив. Стоимость крупного рогатого скота, передаваемого (реализуемого) в собственность одного члена сельскохозяйственного потребительского кооператива, не может превышать 30% общей стоимости приобретаемого поголовья. Возраст приобретаемого крупного рогатого скота не должен превышать 2 года. Порядок замены крупного рогатого скота, больного или инфицированного лейкозом, принадлежащего членам (кроме ассоциированных членов) сельскохозяйственного потребительского кооператива, устанавливается министерством;

— связанных с приобретением и последующим внесением в неделимый фонд сельскохозяйственной техники, специализированного автотранспорта, оборудования для организации хранения, переработки, упаковки, маркировки, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции и мобильных торговых объектов для оказания услуг членам сельскохозяйственного потребительского кооператива, — в размере, не превышающем 50% затрат, но не более 10 млн. рублей из расчета на один сельскохозяйственный потребительский кооператив. Перечень таких техники, транспорта, оборудования и объектов определяется приказом министерства. Срок эксплуатации таких техники, транспорта, оборудования и объектов в году получения средств не должен превышать 3 лет с года их производства. При этом источником возмещения затрат сельскохозяйственного потребительского кооператива, предусмотренных настоящим пунктом, не может быть грант «Агростартап», полученный грантополучателем;

— связанных с закупкой сельскохозяйственной продукции у членов сельскохозяйственного потребительского кооператива (кроме ассоциированных членов) и (или) закупкой овощей открытого грунта, картофеля, молока, мяса (кроме мяса свиней) у граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, не являющихся членами этого сельскохозяйственного потребительского кооператива, — в размере, не превышающем:

10% затрат, — если выручка от реализации продукции, закупленной у членов сельскохозяйственного потребительского кооператива и (или) у граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, не являющихся членами этого сельскохозяйственного потребительского кооператива, по итогам отчетного бухгалтерского периода (квартала) текущего финансового года, за который предоставляется возмещение части затрат, составляет от 100 тыс. рублей до 5000 тыс. рублей включительно;

12% затрат, — если выручка от реализации продукции, закупленной у членов сельскохозяйственного потребительского кооператива и (или) у граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, не являющихся членами этого сельскохозяйственного потребительского кооператива, по итогам отчетного бухгалтерского периода (квартала) текущего финансового года, за который предоставляется возмещение части затрат, составляет от 5001 тыс. рублей до 25000 тыс. рублей включительно;

15% затрат, но не более 20 млн. рублей из расчета на один сельскохозяйственный потребительский кооператив, — если выручка от реализации продукции, закупленной у членов сельскохозяйственного потребительского кооператива и (или) у граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, не являющихся членами этого сельскохозяйственного потребительского кооператива, по итогам отчетного бухгалтерского периода (квартала) текущего финансового года, за который предоставляется возмещение части затрат, составляет более 25 000 тыс. рублей;

— связанных с уплатой лизинговых платежей за приобретенные в лизинг объекты для организации хранения, переработки, упаковки, маркировки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также оборудования для их комплектации, — в размере, не превышающем 20% затрат, но не более 5 млн. рублей, из расчета на один сельскохозяйственный потребительский кооператив. Перечень таких объектов и оборудования определяется нормативным правовым актом министерства (постановление Правительства Саратовской области от 20.05.2019 N 341-П (ред. от 06.03.2023) «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на возмещение части понесенных затрат сельскохозяйственными потребительскими кооперативами»);

         — государственная поддержка стимулирования увеличения производства масличных культур для последующей переработки

Субсидии предоставляются на возмещение части затрат на производство масличных культур по ставкам из расчета на 1 тонну прироста объема производства масличных культур. Расчет размера субсидии производится министерством сельского хозяйства области (постановление Правительства Саратовской области от 22.06.2020 №529-П «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на государственную поддержку стимулирования увеличения производства масличных культур»);

возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса

  • Механизм возмещения части прямых понесенных затрат, направленных на создание и (или) модернизацию объектов АПК позволяет единоразово получить средства федерального бюджета на развитие сельскохозяйственных предприятий. Претендовать на получение указанного вида государственной поддержки могут предприятия, осуществляющие:
  • создание и (или) модернизацию хранилищ, принадлежащих на праве собственности сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и российским организациям в размере 20% фактической стоимости объекта (но не выше предельной стоимости объекта);
  • создание и модернизацию мощностей по производству сухих молочных продуктов для детского питания и компонентов для них, принадлежащих на праве собственности сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и российским организациям, в том числе организациям, осуществляющим производство и (или) первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию – 20% фактической стоимости объекта (но не выше предельной стоимости объекта);
  • приобретение маркировочного оборудования и ввод его в эксплуатацию сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и российскими организациями, в том числе организациями, осуществляющими производство и (или) первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, организациями, осуществляющими переработку молока сырого крупного рогатого скота, козьего и овечьего на молочную продукцию и выпуск ее в оборот — 70% фактической стоимости маркировочного оборудования (но не выше предельной стоимости маркировочного оборудования);
  • создание и (или) модернизация объектов по производству кормов для аквакультуры, принадлежащих на праве собственности сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и российским организациям, ввод в эксплуатацию которых осуществлен не ранее 2023 года – 20% фактической стоимости объекта (но не выше предельной стоимости объекта) (постановление Правительства РФ от 24.11.2018 N 1413 (ред. от 16.02.2023) «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение и ввод в промышленную эксплуатацию маркировочного оборудования для внедрения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции», приказы Минсельхоза России от 29 ноября 2018 года № 549 и № 550).
  • — возмещение части затрат на обеспечение прироста объема молока сырого крупного рогатого скота, козьего и овечьего, переработанного получателями средств на пищевую продукцию за отчетный год по отношению к среднему объему молока сырого крупного рогатого скота, козьего и овечьего, переработанного на пищевую продукцию за 5 лет, предшествующих отчетному году (постановление Правительства Саратовской области от 16 марта 2023 года № 212-П «Об утверждении Положения о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат на обеспечение прироста объема молока сырого крупного рогатого скота, козьего и овечьего, переработанного получателями средств на пищевую продукцию»);
  • — развитие сельского туризма (грант «Агротуризм»)
  • Получателями гранта являются сельхозтоваропроизводители                                  (за исключением ЛПХ), относящиеся к категории «малое предприятие» или «микропредприятие», зарегистрированные и осуществляющие деятельность на сельских территориях Саратовской области, обязующиеся осуществлять деятельность в течение 5 лет со дня получения гранта.
  • Грант «Агротуризм» предоставляется однократно.

Средства гранта могут быть расходованы на следующие цели:

1) приобретение, строительство, модернизацию или реконструкцию средств размещения, в том числе модульных, используемых для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма, объектов туристского показа, объектов развлекательной инфраструктуры сельского туризма, включая детские развлекательные комплексы, объектов проката;

2) подключение средств размещения, объектов, используемых для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма, объектов туристского показа, объектов развлекательной инфраструктуры сельского туризма, включая детские развлекательные комплексы, к электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, в т.ч. автономным, канализационным сетям, обустройство автономных источников электро-, водо-, газо- и теплоснабжения;

  • 3) приобретение и монтаж туристского оборудования, снаряжения и инвентаря в целях обеспечения эксплуатации туристических объектов, пунктов проката, объектов туристского показа и объектов развлекательной инфраструктуры, включая детские развлекательные комплексы, мебели и оборудования для оснащения средств размещения, используемых для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма, техники, специализированного транспорта и оборудования, не бывшего в употреблении, согласно следующим кодам вида продукции в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Приобретение указанного оборудования, снаряжения и инвентаря, бывших в употреблении и эксплуатации, не допускается;

4) проведение работ по благоустройству территорий, прилегающих                   к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма, объектам туристского показа, объектам развлекательной инфраструктуры сельского туризма, включая детские развлекательные комплексы, объектам проката, в т.ч.:

— создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок, площадок для занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

— организация освещения территории, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений, в том числе с использованием энергосберегающих технологий;

— организация пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, велосипедных дорожек, тропинок;

— создание и обустройство мест парковок;

— установка (обустройство) ограждений, в том числе газонных и тротуарных ограждений;

— обустройство территории в целях обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения;

— сохранение и восстановление природных ландшафтов и историко-культурных памятников.

Список элементов благоустройства и виды работ, включаемые в проекты развития сельского туризма, определяются Минсельхозом России.  

Грант «Агротуризм» предоставляется заявителю в размере:

до 3 млн. рублей (включительно) — при направлении на реализацию проекта собственных средств заявителя в размере не менее 10% стоимости проекта;

  • до 5 млн. рублей (включительно) — при направлении на реализацию проекта собственных средств заявителя в размере не менее 15% стоимости проекта;
  • до 8 млн. рублей (включительно) — при направлении на реализацию проекта собственных средств заявителя в размере не менее 20% стоимости проекта;
  • до 10 млн. рублей (включительно) — при направлении на реализацию проекта собственных средств заявителя в размере не менее 25% стоимости проекта.
  • Субсидии предоставляются по результатам конкурсного отбора проектов развития сельского туризма, проведенного в установленном порядке Минсельхозом России (далее — отбор). Для направления проекта развития сельского туризма на отбор заявитель направляет в уполномоченный орган заявку с приложением документов для участия в отборе. Перечень, требования к заявке и документам для участия в отборе и форма их представления устанавливаются Минсельхозом России (постановление Правительства РФ от 14.07.2012 №717 (ред. от 09.02.2023) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», прил. №12, постановление Правительства Саратовской области от 28.02.2023 №124-П «Об утверждении Положения о предоставлении грантов в форме субсидий из областного бюджета на развитие сельского туризма»).
  • В настоящее время продолжается реализация механизма льготного кредитования по ставке не более 5% годовых (для инвестиционных кредитов с учетом субсидирования части процентной ставки банкам в размере 70 % ключевой ставки ЦБ РФ – 7,0% годовых). Правила предоставления сельхозтоваропроизводителям кредитов по льготной ставке на ведение сельскохозяйственной деятельности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1528. Субсидии предоставляются Минсельхозом России из федерального бюджета непосредственно уполномоченному банку. Перечень направлений целевого использования льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов утверждён приказом Минсельхоза России от 04.05.2022 года № 274.

Профильные отделы министерства сельского хозяйства области,                  а также ГБУ «ИКС АПК», в рамках своих полномочий оказывают информационную и консультационную поддержку, а также содействие                  в решении организационных вопросов, связанных с участием инвесторов — сельскохозяйственных товаропроизводителей области в мероприятиях Госпрограммы, и вопросах предоставления государственной поддержки.

  • Условия предоставления мер государственной поддержки, и перечень документов определены нормативно-правовыми актами. Указанная информация размещена на официальном портале министерства сельского хозяйства области в сети Интернет (minagro.saratov.gov.ru).
  • в компетенции министерства инвестиционной политики области

Региональные меры поддержки для организаций и предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории области, регламентируются региональным законодательством.

Закон Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 122-ЗСО
«О земле» позволяет получить земельный участок в аренду без проведения торгов при условии соответствия инвестиционного проекта критериям масштабного. Критерии, предъявляемые к проекту, установлены пунктами 2, 2.1 статьи 16 закона. В части поддержки реализации инвестиционных проектов, организации при реализации инвестиционного проекта общим объемом инвестиций не менее 50 млн. рублей в приоритетные направления экономики области может воспользоваться:

снижением региональной ставки налога на прибыль до 13,5%
на 5 налоговых периодов при реализации проекта в установленных законом муниципальных районах области; (Закон Саратовской области от 01.08.2007 № 131-ЗСО «О ставках налога на прибыль организаций в отношении инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Саратовской области»);

снижением федеральной ставки налога на прибыль до 0%
и региональной ставки налога на прибыль до 10%, при реализации регионального инвестиционного проекта, направленного на производство товаров с объемом инвестиций не менее 50 млн. рублей, планируемых к освоению в течение 3 лет и (или) не менее 500 млн. рублей, планируемых к освоению в течение 5 лет с момента включения проекта в реестр региональных инвестиционных проектов (Глава 3.3 НК РФ, Закон Саратовской области «О некоторых вопросах налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов на территории Саратовской области»);

снижением ставки налога на имущество до 0,1% на 5 лет (Закон Саратовской области от 24.11.2003 № 73-ЗСО «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций»);

освобождением от уплаты транспортного налога в случае, если проектом предусматривается приобретение транспортных средств (Закон Саратовской области от 25.11.2002 № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога»);

возмещением затрат на приобретение основных средств, путем снижения ставки налога на прибыль до 10% (Закон Саратовской области
от 26.11.2019 № 118-ЗСО «Об инвестиционном налоговом вычете»).

По специальным инвестиционным контрактам (СПИК 2.0) (предусматривают внедрение инновационных технологий и освоение серийного производства промышленной продукции на ее основе) мерами на региональном уровне являются:

снижение региональной ставки по налогу на прибыль до 5%;

особые условия предоставления земельных участков в аренду.

на федеральном уровне:

упрощенные процедуры участия в отраслевых субсидиарных программах;

ускоренная и упрощенная процедура получения статуса продукции, произведенной в России;

снижение ставки налога на прибыль в федеральный бюджет
до 0%;

возможность выхода на рынок госзаказа как «единственный поставщик» (для проектов с бюджетом более 3 млрд. рублей).

На федеральном и региональном уровне возможно заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений, обеспечивающих инвестору неприменение в отношении инвестиционных проектов решений, создающих дополнительные барьеры или расходы при их реализации
с возможностью возмещения затрат:

на объекты обеспечивающей инфраструктуры (не более 50%) и на объекты сопутствующей инфраструктуры (не выше 100%) (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»).

По новым инвестиционным проектам установлено возмещение части затрат на инфраструктуру не более 40% от затрат инвестора (постановление Правительства РФ от 19 октября 2020 г. № 1704 («Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства
к сетям инженерно-технического обеспечения»)
.

Информация о мерах поддержки, размещена на инвестиционном портале Саратовской области в разделе «Инвестору» — «Меры поддержки
и гарантии» и в буклете, разработанном специалистами АО «Корпорация развития» «Льготы и преференции для инвестора на территории Саратовской области».

 

в компетенции министерства экономического развития области

  1. ТОР «Петровск» и меры поддержки моногородов

На территории Саратовской области функционирует территория опережающего развития «Петровск», на который при реализации инвестиционных проектов, в том числе по следующим видам деятельности: растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях (за исключением выращивания зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур, смешанного сельского хозяйства, деятельности вспомогательной в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции, охоты, отлова и отстрела диких животных, включая предоставление услуг в этих областях); производство пищевых продуктов; производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках; действуют преференциальные условия.

Для резидентов ТОР «Петровск» предусмотрены следующие льготы и преференции:

по федеральной составляющей налога на прибыль в течение пяти лет – 0% (действующая ставка — 3%);

по региональной составляющей налога на прибыль — 5% в течение первых пяти лет и 10% с шестого по десятый годы (действующая ставка — 17%);

по налогу на имущество ставка — 0% в течение пяти лет (действующая ставка — 2,2%);

по земельному налогу — 0% в течение пяти лет (действующая ставка – 1,5%).

Кроме того, для резидентов ТОР «Петровск», применяющих упрощенную систему налогообложения и получивших статус резидента, начиная с 01 января 2021 года, установлены налоговые ставки в следующих размерах: 2% — если объектом налогообложения являются доходы;  7,5% — если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

В настоящее время на ТОР «Петровск» имеется 29 свободных площадок, из которых 23 площадки типа «Brownfield», 6 площадок типа «Greenfield». Дополнительную информацию о ТОР «Петровск» можно узнать на сайте: http://toser.petrovsk64.ru.

Петровск и Вольск имеют статус моногорода, что дает еще одно важное преимущество – возможность использования мер поддержки со стороны корпорации ВЭБ.РФ. Согласно утвержденному решением Наблюдательного совета ВЭБ.РФ, порядку финансирования проектов из моногородов, хозяйствующие субъекты могут воспользоваться льготными кредитами:

от 5 млн. рублей до 1 млрд. рублей под 1% годовых сроком до 15 лет (под гарантию Корпорации «МСП» или банковскую гарантию);

свыше 250 млн. рублей до 1 млрд. рублей под 5% годовых сроком до  15 лет (под залог и иное обеспечение).

Кроме того, для предпринимателей доступно безвозвратное финансирование:

объектов инфраструктуры к инвестпроектам — максимально до 750 млн. рублей (ВЭБ.РФ софинансирует до 95% от общей стоимости объекта);

объектов социальной инфраструктуры для моногородов с численностью населения до 50 тыс. человек — максимально до 750 млн. рублей (ВЭФ.РФ софинансирует до 50% от общей стоимости объекта).

  1. Субсидии на компенсацию лизинговых платежей для субъектов малого и среднего бизнеса

В рамках реализации государственной программы Саратовской области «Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона» министерством в 2023 году планируется предоставление на конкурсной основе субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства области, в том числе осуществляющим деятельность             в сфере АПК, на возмещение части затрат по уплате первого взноса при заключении договоров финансовой аренды (лизинга) основных средств. Возмещению подлежит 90% уплаченного первого лизингового взноса. Субсидированию будут подлежать платежи по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным в 2023 году. Размер субсидии одному получателю в 2023 году составит 1 млн рублей.

В рамках реализации регионального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» в 2023 году по линии АНО «Центр поддержки экспорта Саратовской области» экспортно ориентированным субъектам предпринимательства региона доступен целый комплекс услуг: консультации по вопросам ведения экспортной деятельности и выходу на внешние рынки; участие в бизнес-миссиях, в том числе реверсных; участие в конгрессно-выставочных мероприятиях на территории России и за рубежом; участие в образовательных программах для экспортеров; услуги по формированию и продвижению экспортного или инвестиционного предложения; лингвистические услуги; акселерация субъектов МСП; размещение компаний на международных электронных торговых площадках; поиск потенциальных партнеров и маркетинговые исследования рынков с целью продвижения продукции местных производителей; сертификация товаров; услуга по содействию в организации и осуществлении транспортировки продукции.

При наличии планов по развитию экспортной деятельности компании могут воспользоваться финансовыми и нефинансовыми мерами государственной поддержки группы Российского экспортного центра (далее — РЭЦ). Среди услуг следует выделить страхование, как экспортных так и импортных контрактов, что позволяет сократить политические, экономические риски, снять часть обязанностей по репатриации валютной выручки, чувствовать себя более уверенно при переговорах с партнерами. Также доступны продукты финансирования, как предэкспортного так и постэкспортного характера, позволяющие поддержать экспортера на любой стадии реализации экспортного проекта. При осуществлении импортных операций предусмотрено финансирование для приобретения оборудования и сырья. Стоит обратить внимание на возможность получение льготной ставки финансирования при условии соответствия кодов ТН ВЭД продукции экспорта и импорта высокотехнологичной продукции.

Помимо этого, возможно получить различные виды гарантий: возврата аванса, исполнения контракта, обеспечения платежа, участия в тендере, возврата НДС. В части нефинансового блока поддержки доступны все виды консультаций: по логистике, сертификации, барьерам, подбор и поиск иностранного партнера, альтернативного поставщика, покупателя. Все виды субсидиарной поддержки: размещение в демострационно-дегустационных павильонах, участие в международных выставках и бизнес миссиях, компенсация транспортных расходов, расходов на патентование, НИОКР и омологацию.

Кроме того, предприятия АПК могут вступить в национальный проект «Производительность труда». После вступления компании в нацпроект эксперты Регионального центра компетенций в сфере производительности труда Саратовской области ежедневно работают с сотрудниками предприятия в течении трех месяцев, помогая создать поток-образец на конкретном производственном участке, обучают сотрудников инструментам бережливого производства на производственной площадке и готовят внутренних тренеров. Затем сопровождают предприятие в течение следующих трех месяцев и далее, в течение 1,5 лет предприятия самостоятельно тиражируют полученный опыт на другие производственные участки.

Участниками нацпроекта являются крупные и средние предприятия обрабатывающих отраслей, сельского хозяйства, строительства, торговли, транспортировки и хранения с долей иностранного участия в уставном капитале не более 50% и выручкой от 400 млн. рублей (без НДС).

Следующие предприятия сельскохозяйственной отрасли уже участвуют в данном нацпроекте: ООО «Саратовский комбинат хлебопродуктов», АО «Племзавод «Трудовой», ООО «МП «Зоринское», ООО «Саратовский молочный комбинат», ООО «Мясокомбинат «Митэк», ЗАО «Энгельсский мукомольный завод», ООО «Саратовская макаронная фабрика», ООО «Возрождение-1», ООО «Мясокомбинат «Дубки», ООО «Товарное хозяйство», АО «Декабрист», ООО «Балашовский сахарный комбинат», ООО «Покровская птицефабрика», ООО «ГОСТ», ООО «Молочный комбинат Энгельсский», АО «Совхоз-Весна».

Предприятие-участник нацпроекта также имеет доступ:

к экспортной акселерации, включающей модульное обучение сотрудников предприятия и практическую помощь в выходе на экспортные рынки сбыта;

к бесплатному обучению топ-менеджеров и ключевых линейных руководителей предприятия по программе «Лидеры производительности» (аналог мини-MBA) на базе Всероссийской академии внешней торговли;

к поддержке в цифровой трансформации предприятия посредством цифровой платформы «эффективность.рф» и т.д.