О защите прав потребителей

В последнее время в районный суд участились обращения граждан с просьбой, разъяснить, что делать, если им продан товар ненадлежащего качества, ведь устранение недостатка товара самостоятельно покупателем, требует определенных затрат. Надеемся, что наша консультация поможет гражданам разобраться в юридических нормах.

Итак, защита прав потребителей, прежде всего, осуществляется судом. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.

Потребитель (покупатель), которому продан товар ненадлежащего качества, в течение гарантийного срока вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки без разницы в цене; потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные выше требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи их потребителю. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, то эти недостатки должны быть устранены незамедлительно.

И самое главное, в отношении товаров длительного пользования (холодильник, стиральная машина, пылесос, муз. центр, дом. кинотеатр, телевизор и т.д.) изготовитель, продавец, либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срокбезвозмездно предоставить потребителю на период ремонта, аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет, об этом гласит Закон «О защите прав потребителей» ст. 20.

В постановлении Правительства РФ, указан перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяются требование покупателя о безвозмездном предоставлении на период ремонта или замены аналогичного товара, это: автомобили, мотоциклы, мебель, электробытовые приборы (электробритвы, электрофены, бытовые печи СВЧ, тостеры, электрочайники, и т.д.), гражданское оружие и т.д.

В случае обнаружения покупателем товара ненадлежащего качества, либо его недостатков, предъявления требования о его замене, продавец обязан заменить такой товар на другой в течение 7 дней. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть не бывший в употреблении. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

При замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки, перерасчет цены товара не производится.

Не подлежат возврату товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии, средства гигиены полости рта, предметы по уходу за детьми, зубные щетки, расчески, заколки, бигуди, парики), парфюмерно – косметические товары, текстильные товары, швейные и трикотажные изделия ( нижнее бельё, чулочно – носочные изделия), бытовая мебель, товары бытовой химии.

Особое внимание, т.к. ежедневно мы с этим сталкиваемся, хотелось бы уделить продовольственным товарам. На основании постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 « Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров», не подлежат продаже нерасфасованные и неупакованные продовольственные товары. Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы, цена товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.

Хлеб и хлебобулочные изделия должны продаваться в местах мелкорозничной торговли, только в упакованном виде.

В заключении хочется отметить, что возврат товара ненадлежащего качества возможен только в том случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, нет следов самостоятельного вскрытия, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Если же продавец отказывается принять у вас товар ненадлежащего качества, ссылаясь на причины некачественного товара, которые могли произойти по вашей вине, т.е. по вине покупателя, вы можете бесплатно в течение гарантийного срока обратиться в экспертное учреждение для составления акта, где специалистом будет четко указано, по чьей вине товар оказался ненадлежащего качества. После чего, вы вправе потребовать у продавца не только замены аналогичного товара, но и убытки понесенные вами по доставке товара в экспертное учреждение ( затрата на бензин, транспортировка и т.д.).

И самое главное, прежде чем обратиться с жалобой о восстановлении нарушенных прав лица, в ту или иную организацию, сформулируйте – четко, что именно вы хотите от них добиться. Любое обращение должно быть оформлено в письменной форме, поскольку устное обращение не будет считаться официальным и нигде не будет зафиксировано. Требуйте, чтобы на ваш письменный запрос должностное лицо дало ответ в письменной форме.