ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Комментируя данную статью Конституции РФ необходимо прежде всего исходить из основополагающего принципа признания прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими и гарантирование каждому судебной защиты его прав и свобод (ст.46 Конституции РФ). Только ныне действующая Конституция, как акт высшей юридической силы и прямого действия, создала условия для превращения Конституции в непосредственно действующее право.
Права и свободы признаются непосредственно действующими независимо от того, существуют или еще нет законодательные акты, призванные при необходимости их конкретизировать для их наиболее эффективного осуществления. Каждый субъект права: государственный, муниципальный или общественный орган, должностное лицо, государственный служащий или гражданин — должен сверять свои юридически значимые действия с Конституцией и руководствоваться ею. Она является правовым основанием для отмены актов и пресечения действий, которые ей противоречат. При защите в суде своих прав и свобод правомерна ссылка на конституционные нормы, как правомерна ссылка и со стороны этих органов при принятии ими решения.
Имеются права и свободы, которые не требуют для своего осуществления дополнительной законодательной регламентации. Например, свобода мысли, свобода творчества и т.д. Другие нуждаются в этом для более полной их реализации, что вытекает из самого права и свободы или из прямого указания в Конституции на необходимость принятия закона. При этом права и свободы человека и гражданина являются главными нормативно-ценностными ориентирами, которым должны соответствовать содержание и направленность законодательства.
При развитии, конкретизации в законах конституционных положений не исключена опасность их искажения, сужения сферы действия права или свободы, которые в силу неполноты, могут затруднить осуществление этого права или свободы. Кроме того, низкий уровень правосознания и правовой культуры в обществе порождает еще большую опасность- нарушение прав и свобод при применении даже совершенных законов изданием подзаконных актов, решениями и действиями должностных лиц исполнительной власти и местного самоуправления. Принципиальное значение имеют положения, согласно которым смысл, содержание и применение законов, должны быть подчинены обеспечению прав и свобод человека и гражданина. При их несоблюдении вступает в действие механизм судебного конституционного контроля и судебной защиты.
Конституция возлагает на Конституционный суд проверку по запросам уполномоченных на то органов и лиц конституционности законов, нормативных правовых актов, договоров. Конституционный суд уже принял немало решений, которыми признал неконституционными положения законов, других нормативных правовых актов на том основании, что они по своему буквальному смыслу или по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, фактически устанавливали необоснованные ограничения конституционных прав граждан, препятствия к их полному осуществлению.
Развивается практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и свобод граждан, и в деятельности других звеньев судебной власти- судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Ч.1 ст.15, ст.18 Конституции РФ, ориентирует суды на то, чтобы в соответствии с этими конституционными положениями они при рассмотрении дел оценивали содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применяли Конституцию в качестве акта прямого действия. Это важно для реальной защиты прав и свобод человека, учитывая, что в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан.