1.Общие положения.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года № 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» администрацией Балтайского муниципального района Саратовской области было принято постановление от 19.12.2019 года № 528 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в администрации Балтайского муниципального района» (далее- Постановление № 528).
В соответствии с Постановлением № 528 функции, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между отделом экономики, структурными подразделениями администрации к полномочиям которых относится деятельность, связанная с рисками нарушения антимонопольного законодательства, отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами, отделом муниципальных закупок, юридическим отделом, отделом муниципальной службы и кадров, отделом делопроизводства.
Коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности антимонопольного комплаенса, является общественный совет для рассмотрения актов о нормировании в сфере закупок и исполнения антимонопольного комплаенса при администрации.
2.Информация о результатах проведенной оценки комплаенс – рисков.
В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства в администрации Балтайского муниципального района (далее – Администрация) проведены следующие мероприятия:
анализ нормативных правовых актов (проектов), разработанных Администрацией, и действующих нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности Администрации и реализация которых связана с соблюдением требований антимонопольного законодательства, на предмет соответствия их антимонопольному законодательству;
мониторинг и анализ практики применения Администрацией антимонопольного законодательства;
проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Администрации за 2021 год выявлены не были.
Нарушений требований Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» за 2021 год выявлено не было.
Отделом муниципальной службы и кадров администрации района проводится систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Процесс выявления и недопущения рисков нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации является неотъемлемой частью трудовых обязанностей сотрудников администрации, в сферу деятельности которых входит принятие решений, связанных с применением норм антимонопольного законодательства Российской Федерации. Так отделом муниципальной службы и кадров администрации муниципального района осуществляется функция по выявлению конфликта интересов в деятельности муниципальных служащих и структурных подразделениях администрации муниципального района.
С 2010 года в администрации муниципального района действует комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (в редакции решения Собрания депутатов Балтайского муниципального района от 28.03.2016 № 64). За 2021 год было проведено 4 заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Балтайского муниципального района, на которых рассмотрены: 1) уведомления муниципальных служащих о намерении выполнять иную оплачиваемую работу; 2) уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; 3) доклад о результатах проверки предоставления недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. К четырем муниципальным служащим применены меры дисциплинарной ответственности.
В рамках анализа проектов нормативных правовых актов, разработанных Администрацией, относящихся в сфере деятельности Администрации и реализация которых связана с соблюдением требований антимонопольного законодательства, на предмет их соответствия антимонопольному законодательству, установлено, что в отчетный период указанные нормативные правовые акты не издавались.
Анализ действующих нормативных правовых актов Администрации позволяет сделать вывод об их соответствии антимонопольному законодательству, о нецелесообразности внесения изменений в действующие нормативные правовые акты.
Мониторинг и анализ практики применения Администрацией антимонопольного законодательства показал, что в деятельности Администрации факты нарушения антимонопольного законодательства не выявлены.
В целях оценки эффективности функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса Постановлением № 220 утверждены ключевые показатели эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса как для уполномоченных подразделений, так и для Администрации в целом, и их значения.
По результатам проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства отделом экономики Администрации составлена карта комплаенс-рисков, которая утверждена постановлением Администрации района от 28 июня 2021 года.
Выявлено 6 комплаенс-рисков:
нарушения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд путем утверждения конкурсной, аукционной документации, документации о проведении запроса котировок, запроса предложений, повлекшие нарушение антимонопольного законодательства (существенный уровень риска);
разработка проектов нормативных правовых актов, соглашений и осуществление действий (бездействия), которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (низкий уровень риска);
нарушение порядка предоставления муниципальных услуг: отказ в предоставлении муниципальной услуги по основаниям, не предусмотренным законодательством; нарушение сроков предоставления муниципальных услуг, установленных административными регламентами (низкий уровень риска);
подготовка ответов на обращения физических и юридических лиц с нарушением срока, предусмотренного законодательством (низкий уровень риска);
создание необоснованных преимуществ при разработке механизмов поддержки субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, не соответствующих нормам антимонопольного законодательства (низкий уровень риска);
предоставление имущества, составляющего муниципальную казну, в аренду (низкий уровень риска).
3.Информация об исполнении мероприятий по снижению комплаенс – рисков.
В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства отделом экономики Администрации на основе карты комплаенс-рисков разработан План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Администрации на 2021 год (далее – План), который утвержден постановлением Администрации района от 28 июня 2021 года № 220.
Все мероприятия, предусмотренные Планом, осуществлялись в полном объеме.
В целях исключения положений, противоречащих нормам антимонопольного законодательства на стадии разработки проектов нормативных правовых актов Администрации, контрактов, соглашений, юридическим отделом Администрации на постоянной основе проводится юридическая экспертиза перечисленных актов.
4.Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
Ключевые показатели эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса как для уполномоченных подразделений, так и для Администрации в целом, утверждены Постановлением Администрации № 220.
Ключевые показатели эффективности функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса рассчитываются в соответствии с Методикой расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, утвержденной приказом ФАС России от 5 февраля 2019 года № 133/19.
Значения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса за 2021 год составили:
коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Администрации (за 2021 год по сравнению с 2020 годом (1)) – 0 (целевое значение КПЭ – 0);
доля проектов нормативных правовых актов Администрации, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства – 0 (целевое значение КПЭ – 0);
доля нормативных правовых актов Администрации, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства – 0 (целевое значение КПЭ – 0);
Значения ключевых показателей достигнуты по 3 показателям.
В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства утвержден План мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Администрации Балтайского муниципального района Саратовской области.
5.Информация о проведении ознакомления служащих с антимонопольным комплаенсом и обучающих мероприятий.
С целью повышения квалификации сотрудников Администрации в сфере антимонопольного законодательства проведено рабочее совещание по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом, а также с целью ознакомления сотрудников структурных подразделений Администрации с возможными рисками нарушения антимонопольного законодательства.