С 1 января 2021 года в России вступил в силу обязательный порядок досудебного урегулирования споров потребителей с кредитными организациями и ломбардами
Федеральным законом от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, согласно которому потребитель для защиты своих нарушенных прав до обращения в суд должен обратиться к финансовому уполномоченному.
Названные положения, с 1 июня 2019г. действуют в отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотренному Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и по страхованию средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта), к которому, в частности, относится добровольное страхование автотранспортных средств.
С 28 ноября 2019 г. указанный Закон вступил в силу в отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по иным видам страхования, кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование, а с 1 января 2020 г. — в отношении микрофинансовых организаций.
С 1 января 2021 года вступил в силу обязательный порядок досудебного урегулирования споров потребителей с кредитными организациями и ломбардами.
Финансовый уполномоченный рассматривает спор, если услуга была оказана потребителю в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и если размер его имущественных требований не превышает 500 000 рублей.
Требования потребителей, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25 апреля 2002г. N40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», рассматриваются финансовым уполномоченным вне зависимости от их размера.
Принятие и рассмотрение обращений потребителей финансовым уполномоченным осуществляется бесплатно. Обращения потребителей рассматриваются финансовым уполномоченным в заочной форме без вызова сторон. Финансовый уполномоченный рассматривает обращение в течение 15 рабочих дней.
Решение, принятое финансовым уполномоченным по результатам рассмотрения обращения потребителя подлежит обязательному исполнению финансовой организацией в указанный в решении срок.
До направления финансовому уполномоченному обращения потребитель финансовых услуг должен направить в финансовую организацию заявление в письменной или электронной форме. С формой заявления в адрес организаций, оказывающих финансовые услуги, можно ознакомиться здесь.
Финансовая организация обязана рассмотреть заявление потребителя финансовых услуг и направить ему мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования: в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в случае, если указанное заявление направлено в электронной форме по стандартной форме, которая утверждена Советом Службы, и если со дня нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более ста восьмидесяти дней; в течение тридцати дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в иных случаях.
Если в указанные сроки финансовая организация не направила ответ на заявление или ответ получен, но он не устраивает, потребитель вправе направить обращение финансовому уполномоченному.
Обращение финансовому уполномоченному может быть направлено как в письменной форме на бумажном носителе в адрес финансового уполномоченного (119017, г. Москва, Старомонетный пер., д.3), так и в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного https://finombudsman.ru/, где Вы можете ознакомиться с подробным порядком подачи и рассмотрения обращений, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Обращение может быть направлено через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, заключивший соглашение о взаимодействии со службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного. Информация об указанных многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг размещается на официальном сайте финансового уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
К обращению должны быть приложены копии заявления в финансовую организацию и ее ответа (при наличии), а также имеющиеся копии договора с финансовой организацией и иных документов по существу Вашего требования.
В любом случае, если обращение не соответствует требованиям к его оформлению, установленным законом, или направлено с нарушением порядка направления, работники службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного обязаны разъяснить порядок направления обращения.
В течение 3-х рабочих дней со дня поступления обращения финансовому уполномоченному потребителю будет направлено уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению.
В городе Саратов, для оказания содействия главному финансовому уполномоченному и финансовым уполномоченным в сферах финансовых услуг в подготовке к рассмотрению обращений потребителей финансовых услуг, создано региональное подразделение службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного. Филиал АНО «СОДФУ» находится по адресу: 410028, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., д. 103.