↑ Вернуться: Прокурор разъясняет

Я купил земельный участок с целевым назначением для индивидуального жилого строительства. Если я построю на нем загон и стану разводить животных или птиц , могут ли привлечь меня к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ за использование земельного участка не по целевому назначению? Отвечает прокурор Балтайского района В.В. Салин

12.08.2021

Нет, постановлением Конституционного суда РФ от 16.10.2020 по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки М.Г. Анциновой данная правовая норма признана не соответствующей Конституции РФ, её статьям 19 (части 1 и 2), 36 (часть 2), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), поскольку имеется неопределенность действующего правового регулирования в вопросе о том, обязан ли собственник земельного участка в случае, когда он в дополнение к основному виду его разрешенного использования самостоятельно выбирает вспомогательный вид разрешенного использования, вносить в качестве в качестве условия правомерного осуществления вспомогательного вида разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о виде или видах его разрешенного использования наряду с другими сведениями о земельном участке как объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Частью шестой статьи 30 и частью первой статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в градостроительном регламенте в обязательном порядке, в частности указываются виды разрешенного использования земельных участков, среди которых могут быть основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В соответствии с ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ и пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ следует, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Предоставление же разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в установленном законом порядке, в случае отказа в предоставлении такого разрешения собственник земельного участка (физическое или юридическое лицо) вправе оспорить его в суде (части 6 и 7 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Как следует, из вышеуказанного постановления Конституционного суда РФ от 16.10.2020, совокупный анализ перечисленных законоположений свидетельствует о том, что собственник земельного участка праве самостоятельно выбирать для себя как основной, так и – в дополнение к основному — вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны. При этом ни Земельный кодекс РФ, ни Градостроительный кодекс РФ непосредственно не возлагают на лицо, использующее земельный участок не только в соответствии с основным видом его разрешенного использования, указанным в Едином государственном реестре недвижимости, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, который предусмотрен правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, каких – либо обязанностей по уведомлению о своем решении тех или иных органов публичной власти, что в частности, подтверждается отсутствием в них, впрочем как и в других нормативных актах, положений, закрепляющих порядок (условия и сроки) исполнения таких обязанностей.