↑ Вернуться: Прокурор разъясняет

Я купил земельный участок с целевым назначением для индивидуального жилого строительства. Если я построю на нем загон и стану разводить животных или птиц , могут ли привлечь меня к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ за использование земельного участка не по целевому назначению? Отвечает прокурор Балтайского района В.В. Салин

Нет, постановлением Конституционного суда РФ от 16.10.2020 по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки М.Г. Анциновой данная правовая норма признана не соответствующей Конституции РФ, её статьям 19 (части 1 и 2), 36 (часть 2), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), поскольку имеется неопределенность действующего правового регулирования в вопросе о том, обязан ли собственник земельного участка в случае, когда он в дополнение к основному виду его разрешенного использования самостоятельно выбирает вспомогательный вид разрешенного использования, вносить в качестве в качестве условия правомерного осуществления вспомогательного вида разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о виде или видах его разрешенного использования наряду с другими сведениями о земельном участке как объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Частью шестой статьи 30 и частью первой статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в градостроительном регламенте в обязательном порядке, в частности указываются виды разрешенного использования земельных участков, среди которых могут быть основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В соответствии с ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ и пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ следует, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Предоставление же разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в установленном законом порядке, в случае отказа в предоставлении такого разрешения собственник земельного участка (физическое или юридическое лицо) вправе оспорить его в суде (части 6 и 7 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Как следует, из вышеуказанного постановления Конституционного суда РФ от 16.10.2020, совокупный анализ перечисленных законоположений свидетельствует о том, что собственник земельного участка праве самостоятельно выбирать для себя как основной, так и – в дополнение к основному — вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны. При этом ни Земельный кодекс РФ, ни Градостроительный кодекс РФ непосредственно не возлагают на лицо, использующее земельный участок не только в соответствии с основным видом его разрешенного использования, указанным в Едином государственном реестре недвижимости, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, который предусмотрен правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, каких – либо обязанностей по уведомлению о своем решении тех или иных органов публичной власти, что в частности, подтверждается отсутствием в них, впрочем как и в других нормативных актах, положений, закрепляющих порядок (условия и сроки) исполнения таких обязанностей.