Информация по отходам производства

Министерство сельского хозяйства области (далее – министерство) дополнительно информирует о том, что в соответствии с действующими нормами законодательства по решению собственника навоз и помет необходимо оформить в качестве побочных продуктов животноводства (далее – ППЖ), отходов производства и потребления, побочных продуктов производства (далее – ППП) или агрохимикатов.

В случае, если собственник никак не оформил образующийся у него навоз и помет, они по умолчанию относятся к отходам и подпадают под регулирование Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ). Надзор за выполнением требований по обращению с отходами производства и ППП осуществляется Росприроднадзором и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Виды отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и подлежащих регулированию в соответствии с нормами Закона № 89-ФЗ включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 (далее – ФККО). В соответствии с ФККО к подтипу «Отходы животноводства» с кодом 1 12 000 00 00 0 относятся отходы III – V классов опасности, в том числе разные виды отходов навоза и помета.

Законодательство об отходах производства и потребления обязывает аграриев оформлять паспорта отходов, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, лицензии на обращение с отходами, проводить государственную экологическую экспертизу технологии утилизации отходов, регистрировать навозохранилища в качестве объектов размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за образующиеся отходы. Более того, внесение навоза и помета в статусе отходов в почву не допускается и может расцениваться как размещение отходов в непредназначенном для этого месте, за что законодательством Российской Федерации предусмотрены соответствующие санкции.

Отнесение навоза и помета к ППП должно осуществляться в соответствии с требованиями статьи 51.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ), при этом юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо ППП вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в ФККО, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 51.1 Закона № 7-ФЗ.

Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 19 июля 1997 г. №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (далее – Закон № 109-ФЗ). В соответствии с Законом № 109-ФЗ агрохимикаты – удобрения (минеральные, органические, органо-минеральные, микробиологические), химические мелиоранты, предназначенные для питания растений и регулирования плодородия земель (почв).

Федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляет Россельхознадзор. Согласно статье 3 Закона № 109-ФЗ не допускается оборот агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов 3 и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (далее – Государственный каталог).

Навоз и помет, оформленные в качестве отходов производства и потребления или ППП, не могут использоваться для повышения плодородия земель без их внесения в Государственный каталог в качестве агрохимиката.

С 1 марта 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ). ППЖ – это вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве. ППЖ являются продукцией и не относятся к отходам производства и потребления.

Надзор за выполнением требований по обращению с ППЖ осуществляется Россельхознадзором. Использование ППЖ предусмотрено только путем внесения обработанных, переработанных ППЖ в почву для обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения. При этом обращение с ППЖ, в том числе их использование, допускается без их регистрации в Государственном каталоге в качестве агрохимиката.

В требованиях к обращению ППЖ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. № 1940 (далее – Требования), установлены обязательные правила при хранении, обработке, переработке, транспортировке, реализации и использовании ППЖ и нормативы содержания в обработанных, переработанных ППЖ токсичных элементов, пестицидов, патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов.

Согласно статье 5 Закона № 248-ФЗ правом относить вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, к ППЖ наделены юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции. Отнесения навоза и помета к ППЖ осуществляется в соответствии с порядком, сроками и формой направления уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к ППЖ, утвержденными приказом Минсельхоза России от 7 октября 2022 г. № 671.

Таким образом, Закон № 248-ФЗ является специальным и альтернативным, а также комплексно и самостоятельно регулирует предусмотренные в нем отношения. Выбор регулируемого законодательства принадлежит собственнику животных и птицы.

Выбор регулирования обращения с навозом и пометом в соответствии с Законом № 248-ФЗ и его подзаконными актами реализуется посредством ежегодного направления уведомления в территориальное управление Россельхознадзора по месту образования ППЖ.

Министерство рекомендует довести информацию до с/х производителей, для оперативного принятия решений в отношении выбора отнесения навоза и (или) помета к ППЖ, отходам производства и потребления, ППП или к агрохимикатам, а так своевременного направления уведомления в территориальное управление Россельхознадзора, если выбор сделан в отношении ППЖ.

Дополнительно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, а также не может рассматриваться в качестве официального разъяснения законодательства Российской Федерации.