ПАМЯТКА для МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО по вопросам противодействия коррупции «КАК НЕ БЫТЬ ВОВЛЕЧЕННЫМ В КОРРУПЦИЮ»

Памятка разработана в целях исключения и профилактики проявлений коррупционного характера в отношении муниципальных служащих при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

Под коррупцией на муниципальной службе понимается незаконное использование муниципальным служащим своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Коррупционной является любая ситуация в профессиональной деятельности муниципального служащего, создающая возможность нарушения запретов, ограничений и обязанностей, направленных на предупреждение коррупции.

Муниципальному служащему независимо от занимаемой должности муниципальной службы следует принимать меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении коррупционных ситуаций и их последствий.

Законодательство о противодействии коррупции и профессиональный долг обязывают муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры и другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Муниципальному служащему запрещается:

— осуществлять предпринимательскую деятельность;

— участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных действующим законодательством;

— выстраивать отношения личной заинтересованности с субъектами предпринимательской деятельности;

— предоставлять услуги, предусматривающие денежную или иную имущественную компенсацию, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.

Действия муниципального служащего при возникновении

конфликта интересов

Для предотвращения и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе нормы профессиональной этики обязывают муниципального служащего:

а) сообщать непосредственному руководителю о личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая может привести к конфликту интересов;

б) принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

в) уведомить своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно;

г) принять меры по урегулированию возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с непосредственным руководителем;

д) заявить самоотвод в случаях и порядке, установленных действующим законодательством;

е) передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствии с действующим законодательством.

Муниципальный служащий вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Конфликт интересов, связанный с осуществлением муниципальным служащим его должностных обязанностей, может выражаться в следующем:

а) подготовка в пределах компетенции муниципального служащего проектов правовых актов по вопросам регулирования, финансирования, контроля и надзора в соответствующей сфере с целью получения доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;

б) нарушение муниципальным служащим требований законодательства, прав и законных интересов граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта РФ или муниципалитета при осуществлении надзорных и контрольных полномочий;

в) попытки оказать влияние на членов комиссии по размещению заказов для муниципальных нужд, необъективная оценка участников конкурсов с целью получения указанной выгоды для себя или третьих лиц;

г) использование служебной информации, не являющейся общедоступной, в том числе передача ее третьим лицам для получения указанной выгоды для себя или третьих лиц.

Уклонение муниципального служащего от обязанности представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений являются условием возникновения конфликта интересов на муниципальной службе.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного (служебного) положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Представитель нанимателя (работодатель) обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в случае, когда ему стало известно о личной заинтересованности муниципального служащего, которая может привести к конфликту интересов. В целях исполнения данного требования об урегулировании конфликта интересов представитель нанимателя вправе:

а) усилить контроль за исполнением муниципальным служащим его должностных обязанностей;

б) исключить возможность участия муниципального служащего в принятии решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов;

в) предложить муниципальному служащему отказаться от выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов;

г) отстранить муниципального служащего от замещаемой должности на период урегулирования конфликта интересов с сохранением денежного содержания;

д) принять иные меры по предложению муниципального служащего или комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Отношение муниципального служащего к исполнению

неправомерного поручения

Профессиональная этика обязывает муниципального служащего не исполнять данное ему неправомерное поручение руководителя.

Неправомерным поручением следует считать такое поручение, исполнение которого влечет нарушение положений законодательства Российской Федерации.

Муниципальный служащий при получении неправомерного поручения руководителя должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме.

Муниципальный служащий, получивший в письменной форме подтверждение руководителем неправомерного поручения, обязан отказаться от его исполнения.

Муниципальный служащий, исполнивший неправомерное поручение руководителя, несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Отношение муниципального служащего к подаркам и иным знакам внимания со стороны третьих лиц

Получение муниципальным служащим в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) может создавать ситуации этической неопределенности и способствовать возникновению конфликта интересов на муниципальной службе.

Муниципальный служащий может принимать подарки в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей, если это является частью протокольного или другого официального мероприятия, в связи с командировкой.

Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, в котором он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев если стоимость подарка не превышает 3000 рублей (признаются его собственностью).

 

Что нужно знать о взяточничестве

Одним из серьезнейших преступлений против государственной власти и интересов муниципальной службы является взяточничество, включающее в себя получение (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ), является тяжким преступлением, дестабилизирующим деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и муниципальных служащих, подрывающим государственную дисциплину, нарушающим охраняемые законом права и интересы граждан.

Предметом взятки могут быть любые материальные ценности: деньги, драгоценные металлы (золото, серебро, платина) и драгоценные камни (алмазы, изумруды, сапфиры, рубины и др.), продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество, а также различного рода услуги имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или по явно заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных и других работ и т. д.

Взятка может быть завуалирована в виде банковской ссуды либо получения денег в долг или под видом погашения несуществующего долга лица посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путем покупки-продажи вещи по явно завышенной цене.

Взятка может осуществляться путем заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам заработной платы или премии за якобы произведенную ими работу, оказанную техническую помощь, либо в виде завышенных гонораров за лекционную деятельность и литературные работы.

Получение взятки – одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки – преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

Увольнение в связи с утратой доверия

  1. За совершение дисциплинарного проступка — неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей — представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

  1. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.
  2. Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
  3. При применении взысканий учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Гражданин, замещавший в органе местного самоуправления должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный муниципальным нормативным правовым актом, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Бывший муниципальный служащий обязан при заключении трудового договора и (или) гражданско-правового договора сообщить работодателю сведения о последнем месте службы.

Муниципальный служащий не должен оказывать особое внимание бывшим муниципальным служащим и предоставлять им доступ в муниципальный орган, если это может создать конфликт интересов.

В случаях несоблюдения муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, к муниципальному служащему применяются меры дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия.