Балтайского муниципального района
Богатые природные условия территории, на которой размещается Балтайский район, с самых древних времен привлекал для поселения людей. Результаты нескольких археологических экспедиций, разведок и раскопок, проведенных в районе, доказывают, что люди жили здесь уже во втором тысячелетии до нашей эры в эпоху средней бронзы. Большое количество памятников археологии — поселения и захоронения (курганы) этого периода расположено на территории нашего района. В районном музее хранятся бронзовый нож, множество осколков керамики и 18 глиняных сосудов, поднятых во время раскопок из погребений в курганной насыпи у села Алай в 1999 году.
Не пустовала территория района и в более ранний период времени, и на протяжении последующих веков и тысячелетий. Доказательством служат находки орудий труда, оружия и предметов быта древних людей, что позволяет предположить, что жили здесь люди и в эпоху раннего железа и, к примеру, в средневековье. Например, два меча-акинака были в разное время найдены у сел Журавлиха и Пилюгино, а это значит, что сарматы, жившие в VII век до н.э. — IV век н.э., здесь бывали.
Интересный материал эпохи средневековья, точнее времен Золотой Орды, был найден во время экспедиций в 2001 — 2003 гг. при раскопках золотоордынского мавзолея. Этот мавзолей, сооруженный для погребения представителей богатой семьи, был расположен на левом берегу реки Кочелай, а на правом берегу находилось поселение. Исследование места поселения показало, что люди жили здесь на протяжении нескольких исторических эпох. На поселении была найдена керамика эпохи бронзы (II тысячелетие до н.э.), железного века (первая половина I тысячелетия н.э.), эпохи средневековья (IV — XIII века н.э.), скорее всего это были татаро-монгольские кочевники, и позднего средневековья, периода заселения территории славянами.
Именно в средневековье были основаны многие села, местоположение которых остается постоянным до сих пор. Многие села, реки, и участки местности в районе имеют тюркское происхождение: Алай, Кочелай, Донгуз, Балтай и другие, основателями которых были татры. Предположительно так же, что народы мордовской национальности, в основном «эрзя», поселились на территории нашего района в первой половине XVII века. По легенде 3 брата Резай, Сарай и Осан, первыми пришли сюда и основали 3 села: Резайкино, Сарайкино и Осановка. Эти мордовские села существуют и поныне. Село Резайкино относится к Базарно-Карабулакскому району. Великороссы начали заселять территорию района, приблизительно в конце XVII века. Большинство русских поселений появилось в начале XVIII века.
До заселения нашего села русскими, обитателями его были татары. Доказательством этому служили возвышенные насыпи или курганы, которые находили между Балтаем и мордовским селом Осановкой .
Пришедшие крестьяне были великороссами, но название села оставалось татарское — Балтай. В татарском языке нет слова «балтай», а есть «балта», что в переводе на русский означает — топор.
В 1760 г. в селе насчитывалось около 2000 душ. Но когда началась перепись, масса людей разбежалась, некоторых вернули их помещикам, не помнящих, чьи они — отдали в солдаты, в перепись попало не более 300 душ.
Балтай интенсивно рос, славясь своими мастерами и ремеслами.
В 1866 году в Балтае открылось первое мужское училище, в 1874 году — женская школа.
К Советской власти в Балтае пришли мирным путем. В феврале 1918 года на собрании бедноты и батрачества избрали сельские и волостные комитеты, к концу 1918 года Советская власть установилась во всех селах.
В 1919 году в Балтае был создан прокатный пункт сельскохозяйственного инвентаря, а вскоре при нем образовалась ремонтная мастерская, крестьяне охотно пользовались инвентарем и мастерской.
Коммуна себя не оправдала. Ее члены в 1920 году добровольно разошлись, а вместо нее была организована сельскохозяйственная артель «Звезда» из 133 душ.
В то же время был основан комитет крестьянской взаимопомощи Балтайской волости, который в год засухи закупил 4000 пудов хлеба и распределил его между особо нуждающимися жителями
Ради светлой победы более 4 тысяч представителей нашего района сражались на поле боя, 2323 человека так и не вернулись домой.
За мужество и героизм, проявленные в боях, более двух тысяч солдат и офицеров — наших земляков были награждены орденами и медалями. 10 человек удостоены звания Героя Советского Союза.
Жителями района из личных сбережений в фонд Победы было внесено 3 миллиона рублей, отправлено более 7 тонн посылок на фронт.
На территории Балтайского муниципального района расположено 12 памятников и обелисков. 3 из них: Архитектурно-скульптурный мемориал «Родина-Мать» (скульптор К.С.Суминов) с. Балтай, Памятник погибшим воинам- землякам с. Б.Озерки, Памятник погибшим воинам- землякам, с Барнуковка оборудованы вечным огнем.
Строительство и ЖКХ
В 1960 году образован Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства. В ведении комбината были парикмахерская, баня с котельной, рынок, ремонтно-строительный участок. В штате комбината насчитывалось 70 человек. В то время водопроводных и Тепловых сетей еще не было. 1960-х годов развернулось строительство жилья. В связи с ростом объемов работ по комбинату было принято решение о выделении ремонтно-строительного участка в отдельную хозрасчетную единицу. В начале 1970-х годов началось строительство центральной котельной и тепловых сетей. С развитием тепловых сетей открывается строительство многоквартирных жилых домов по улице Ленина. В настоящее время производственное управление жилищно-коммунального хозяйства обслуживает 23,4 км водопровода, 2,7 км тепловых сетей.
Защита здоровья
Базой для современного здравоохранения в районе стали бывшие земские больницы. Ведущей была, несомненно, больница, находившаяся в селе Царевщина.
Эта больница помнит своего основателя — врача Д.И.Василёва. После его отставки в больнице работала дочь Д.И. Василёва, хирург Исакова-Василева.
Больница в Царевщине открылась более ста лет назад. В 1912 году построены здания амбулатории и инфекционного отделения. В 1916 году родильное отделение приняло первых новорожденных. Эта больница со штатом 8 человек обслуживала население района в 40 тысяч человек.
В 1981 году открылось новое современное здание амбулатории и в 1983 году пущен в строй весь больничный комплекс.
Образование
Народное образование в районе прошло несколько этапов: от церковно-приходских школ до типовых зданий средних школ.
В 1866 году в Балтае открылось мужское училище, выпускавшее в год 10-12 человек. Это учебное заведение возглавлял приходской священник Г.В. Часовников, а размещалось оно в церковной сторожке. С 1873 года училище перешло в ведомство земства. Через год при участии земства начала функционировать женская школа. В конце XIX века в школах Балтая обучалось 100 мальчиков и 40 девочек.
Поставленная задача — от первой ступени (начальное образование) перейти к восьмилетнему обучению детей была в районе успешно выполнена в 1928 году, когда Балтайская школа стала неполной средней. Страна нуждалась в специалистах. Открывались школы рабочей молодежи, настойчиво осуществлялся переход ко всеобщему среднему образованию. Строились новые школы, готовились квалифицированные учительские кадры, совершенствовалась материально-техническая база учебных заведении.
Начиная с 1930-х годов школы шефствовали над животноводческими фермами в образовавшихся колхозах. Каждый пионерский отряд имел задание по сбору золы для удобрения полей.
В 1940-х годах широкое распространение получило тимуровское движение. Каждая улица села была закреплена за определенным отрядом школы.
В 1941 году состоялся первый выпуск в Царевщинской средней школе, в 1942 году — в Большеозерской. В 1970-х и 1980-х годах количество средних школ в районе возросло, их стало девять.
Культура
Народное творчество составляет основу культурной жизни села, в отличие от городов с их театрами, общественными библиотеками, консерваториями и прочими учреждениями. С песнями и танцами под гармошки и балалайки сельские люди веселились в престольные праздники, на свадьбах, вечеряли на посиделках.
С приходом Советской власти, после декрета о всеобуче в стране стали открываться избы-читальни. У истоков их образования стояли, в основном, учителя, а фонды формировались из личных книг организаторов и жителей сел. Поначалу они были небольшими — от 100 до 500 экземпляров.
В нашем районе первые избы-читальни появились в конце 20-х годов, за исключением Сосновской, где еще в 1872 году при мужском училище была открыта одна из первых в Вольском уезде библиотека.
Еще одним очагами культуры на селе в те годы стал Народный дом (нардом). По рассказам донгузских старожилов, в нардоме проводили собрания, сходки, громкие читки, там же выдавали книги.
В послевоенные годы в районе стало активно развиваться театральное направление в работе клубов. В 1947 году в РДК руководителем драмкружка стал Ф.П.Гудков, энтузиаст и талантливый организатор, знаток и любитель театра. Не случайно под его началом кружок перерос в народный театр, над которым долгое время шефствовал Саратовский академический театр драмы имени Карла Маркса. Проходили встречи с актерами, показывались спектакли.
В те, уже далекие 60-е годы, наш театр успешно выступал не только на сценах района, но и в саратовских Дворцах культуры и на сценах драматического театра, неоднократно отмечался дипломами областных смотров.