↑ Вернуться: Архив 2016-2017

В.Ф. Чудин

Наши земляки

Живет в пятом времени года

chudin_2

Виктор Федорович Чудин… Кажется, сама фамилия этого художника не случайна. В его картинах с чистыми, яркими, сведенными в гармонию красками, с неясными силуэтами угадывается чудо превращения привычного – будь то знакомое лицо, букет цветов или пейзаж за окном – в новую, трудно определяющуюся словами, реальность, в чудо искусства.

Родился он 8 марта 1936 года в с. Донгуз. Рисовать начал в раннем детстве, кусочком угля по печке, за что часто получал. Потом была война и послевоенные годы юности. В 1952 году Виктор Федорович поступил на живописное отделение Саратовского художественного училища, которое успешно закончил в 1957 году. За время учебы он испытал влияние мастеров, сформировавшейся в Саратове на рубеже XIX-XX веков, знаменитой плеяды художников, которую до сих пор называют «саратовской художественной школой» (К. Петров-Водкин, В. Борисов-Мусатов).

 

Он участник многочисленных выставок в Саратове, Нижнем Новгороде, Москве, городах Германии и Китая. Его персональные выставки неоднократно проводились в Саратове и Москве. Произведения chudin_3Виктора Федоровича хранятся в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева, Алтайском краевом музее в Барнауле, в Саратовском музее К.А. Федина, в частных коллекциях многих стран Европы и Америки.

В.Ф. Чудин – ученик известного русского живописца европейской школы Николая Гущина. Именно от него достались начинающему художнику непередаваемый словами колорит и особое отношение к цвету. Это своеобразная, как бы специально ускользающая от постоянства, манера письма.

Диапазон Чудина как художника определился довольно рано, и он остался верен ему и сегодня. Постоянна его неизменная, свойственная любому русскому человеку, любовь к родной природе. На десятках полотен живописного цикла «Донгуз. Овраги» можно увидеть округлые линии холмов и перелесков его малой родины.

С середины 60-х годов он последовательно разрабатывает свою живописно-цветовую концепцию, так называемую «Формулу цвета». Эти поиски новой, цельной художественной системы продолжаются до сегодняшнего дня.

 

Модели его женских портретов («Ирина», «Муза», «Надя», «Весной» и другие) красивы, эмоциональны и интеллектуальны. Встречаются в его работах и мужские портреты, с большим, пожалуй, стремлением дать психологическую характеристику.

Художника также всегда увлекала красота цветов, жизнь которых от бутона до полного увядания происходит на наших глазах. И цветы Виктора Федоровича не просто спокойная гармония светлых тонов или феерическое «буйство красок»: нередко такой натюрморт служит подспорьем для портрета. Ведь и лица на протяжении жизни также блекнут и увядают, как цветы.

chudin_1Его произведения последних лет, то безнадежно прощальные, то безудержно радостные, вновь возвращают нам веру в не случайность и не бессмысленность земного пути человека (цикл картин «Круг жизни»). В них в единое целое сплавлено все – философия и вера, радость жизни и красота любого ее проявления. Каждая картина таит в себе целый мир эмоционально-философского постижения жизни.

Несмотря на то, что Виктор Федорович наш земляк, так получилось, что ни одной его картины до сегодняшнего дня в районной картинной галерее не было. И вот, в первые дни весны, эта «несправедливость» была исправлена.

4 марта в гостях у художника побывала начальник отдела культуры районной администрации Е.А. Акимова. На прощание Виктор Федорович подарил пять своих полотен для картинной галереи музея краеведения РДК – «Букет», «Портрет старика», «Ежов В. Польша», «Пейзаж» и «Рыба на круглом блюде».

В наш современный век технологий, рациональности и цинизма трудно нести в мир свой светлый взгляд, гармоничное творчество. Чудину это удается. Он живет как будто в пятом времени года, и сам же именует его «Вечность». Мир художника – это тайна ребенка. Она проста и доступна любому, кто отнесется к ней всерьез. Нужно только лишь увидеть его полотна. И теперь это может сделать каждый житель района, посетив картинную галерею.